Философия Скифии - выражение многотысячелетней мудрости народов, живших на Кавказе (древнейшей стране Га-Га) и севернее со времен палеолита, с эпохи Прометея (см.). Отражена большим числом античных источников, включая Гомера, Геродота и иных авторов. А.Ф. Лосев начинает историю мышления любой страны с первобытности, но отказывает наиболее мудрым из первобытных (хомо сапиенс) в зачатках философии. Правда, мифологизм, "это еще не абстракция, но преддверие абстракции". Духовная жизнь палеолитических пращуров-земляков россиян (см.: Костенки, Абарис и т.п.), как и их современников на многих территориях планеты, начиналась в глубинах палеолита (археологические находки говорят о появлении астрономических и культовых представлений, иных важных для любомудрия знаний). Территория будущих стран, входивших в дореволюционную Россию и затем СССР, уже несколько тысяч лет назад была заселена народами, имевшими достаточно развитое мировоззрение с существенным философским содержанием. В.В. Зенковский допускал, что задолго до XVIII в. н.э. русские люди в реальной жизни не обходились без философии, они неизбежно жили философскими запросами. Но "только они все укладывались в рамки религиозного мировоззрения и потому не выводили работу ума на путь независимой и самостоятельной философской мысли". Не стоит спорить, независима ли любая философия. Уже в античности Диоген Лаэрций констатировал: "Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров". И исходный счет времени шел на десятки и - иногда - сотни тысячелетий. Если скифы доказывали свою особую древность по сравнению с египтянами, то возникает вопрос об истоках философии хотя бы у египтян. По античным данным, зачинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест (у египтян: сын Нила; бог Птах-бык; его "треугольник Промысла", с глазом, остается одним из ведущих в мировоззренческой символике, включая и неомасонскую). От Гефеста до Александра Македонского указывали 48863 года, 373 солнечных и 332 лунных затмений. Календарный счет, как доказывает и "стрела Абариса" (см.), был людям эпохи "того Гефеста" хорошо известен. У магов персов и платоников счет мудрости шел в 5000 лет между Зороастром-старшим (его родину ныне определяют и в округе Урала, севернее древнего Аркаима, даже округи Перми) и падением Трои. У истоков философии указывались и скиф-гет Замолксис (иногда как фракиец), ливиец Атлант (его победил Геракл, родоначальник скифов), афинянин Мусей (сын Евмолия). Кстати, отметим - много позже царь славян Мусукий (с именем, созвучным первофилософу Мусею) отличался в борьбе с византийцами у низовий Дуная уже в VI веке н.э. От Лина - сына Гермеса и музы Урании -якобы взяли Анаксагор (подобное имя известно на свинцовых пластинках-письмах, типа берестяных грамот, и Северному Причерноморью с VI в. до н.э.) свое учение о мире, где все возникло "совокупно (хаотично), лишь затем явился Ум и внес в Хаос (см.) Порядок (Логос). Анаксагор по эпической значимости и созвучному имени близок былинному богатырю Святогору. Лин умер на Евбее от стрелы Аполлона (бога, соратником его признается Абарис, в идеологии во многом замещенного Христом), бывавшего на севере у гипербореев. От стрелы, но родного брата Савлия, погиб во времена Анаксогора скифский мудрец Анахарсис (см.; в частности, греческое "анахорет" - пустынник, отшельник, скиталец, скит; хотя имя трактуют и как "неба-глас"). К древнейшим философам относили фракийца Орфея (фракийцы по этногенезу близки скифам, как болгары - русским), пути которого в поисках Эвридики проходили и по Скифии. Учение северных орфиков о переселении и вечном круговороте душ обогащало многие античные философские системы, включая затем и христианство. "Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов". Это замечание Лаэрция тоже требует внимания. Привычный счет начал философии со времен Фалеса Милетского (или с 624 г. до н.э.), даже Платона и Сократа, явно занижает возраст человеческого любомудрия на многие тысячи лет. Философы-богословы IV-VI вв. н.э. обычно относили истоки скифской философии к 4 тыс. до н.э. ("дням Ноя"), что на уровне памяти и многих русских летописей. Епифаний (Эпифаний: 314-402) дохристианскую философию определял как развитие 20 языческих сект, из которых ведущие "Суть следующие: варварство, скифство, эллинство, иудейство. Скифство - от дней Ноя и последующих до построения башни и Вавилона и в следующее за построением башни время (немного лет), т.е. до Фалека и Рагаба, которые, направившись в Европейскую часть света, присоединились к Скифской стране и ее народам..." (ВДИ. 1948. № 3. С. 244 - 245). Варварство (общая нецивилизованность) предшествовало скифству (как началу цивилизованности околопотопного времени). И лишь вслед за скифством рождались эллинство и иудейство. Этот авторитетный тезис Епифания антирусисты упорно игнорируют. Многие русские летописи упоминают со времен Фалека и Нектана (Иоктана, другого сына Евера) появление языка "нарцев еже суть словен". Рагава, сына Фалека (праправнука Сима), летописи почти не знают. Но Фалека твердо помнят. Любопытно, что билейский Фалек же отличается от имени первого признаваемого мировой наукой философа Фалеса (VI век до н.э.) всего одной буквой, мало влияющей на смысл корня. Греческий Фалес был из Милета, тесно связанного с округой Скифии (на ее границах милетцы способствовали развитию Борисфена-Березани и других городов). И он - своеобразный наследник Абариса и Орфея, Замолксиса и иных северян. Даже если признавать Фалеса "первым философом", то необходимо заметить следующее. За два десятка лет до его рождения, около 644 г. до н.э. киммерийцы ("гомеры" Библии), взяли столицу Лидии город Сарды и убили царя Гигеса. Лидия тогда начала чеканку первых на планете монет, а вскоре - чуть более чем через век, - собственную чеканку уже развивали и приазовский города. Почти одновременное рождение Фалеса, скифских мыслителей Токсариса и Анахарсиса происходило в условиях скифо-киммерийского господства северян, достигавшего, как и во времена гигсосов, Египта. Далее традиции скифской философии успешно продолжены Бионом, Сфером, Гиеросонтом (см.) и другими уроженцами земель севернее Черного моря. Неоплатоник Синезий (370-413) уже к началу средневековья сетовал "Выходцы из Скифии занимали и унижали высшие должности в империи; их свирепая молодежь, гнушавшаяся благотворительных уз закона, заботилась о том, чтоб присваивать себе богатство, а не о просвещении (цивилизованного, римского) народа, который был для нее предметом презрения ненависти". Так Рим и сам учил северян, что право в силе. Силой народов Скифии империя и была уничтожена, а выходцы из Скифии немало сделали для развития образования и культуры в Византии (см.: Аспары, Виталиан, Кубрат, Учитель Астерия и т.п.). Затем отчасти эти традиции развивала и средневековая Русь.